Секреты предпродажной подготовки
Секреты предпродажной подготовки
Вы решили продать или обменять квартиру? Тогда предлагаем вам
несколько рекомендаций – как сделать именно ваш объект максимально
привлекательным для покупателя среди прочих подобных. В условиях
некоторого падения спроса, пришедшего на смену двухлетнему ажиотажу, это
особенно актуально.
Как сделать обмен жилья через куплю-продажу особенно выгодным? Формула
проста: продать как можно дороже, а купить как можно дешевле. Только в
обеих частях этой формулы присутствует словечко «можно». Степень же
дозволенности в данном случае нам диктует рынок, где сейчас наблюдается
некоторый застой, дипломатично именуемый стабилизацией. И чтобы
покупатель, при всем богатстве выбора, захотел выложить «максимально
допустимую» сумму именно за вашу недвижимость, необходимо грамотно
подготовить объект к продаже.
Роль товарного вида продуктов и изделий для их выгодной реализации на
потребительском рынке мы уже давно сумели оценить. Продукты в рваной и
грязной упаковке, бытовая техника в корпусе с трещинами и царапинами
мало привлекательны даже с существенной скидкой. И «уходят» лишь при
более чем впечатляющем снижении цены. Зато когда речь заходит о
недвижимости, многие клиенты яростно сопротивляются настоятельным
рекомендациям риэлтера заняться наведением красоты в продаваемой
(обмениваемой) квартире. И отказываются понимать, насколько
благоприятное первое впечатление значимо для потенциального покупателя,
как важно подать товар лицом.
Кому это надо?
Внутренний голос нашептывает инертным гражданам: «А кому и зачем это
надо? Вот въедет новый хозяин — пусть все и делает как ему нравится!» На
самом деле радение о чужих вкусах чаще прикрывает собственную лень.
«Экскурсионный период», когда покупатели идут на просмотры довольно
бойко, но затем впадают в задумчивость и растворяются в неизвестности,
затягивается. Отдельные индивидуумы начинают усиленно торговаться, нагло
заявляя: «Да здесь одного ремонта на многие тысячи долларов!»
Причину же происходящего мы предпочитаем видеть отнюдь не в том, что
отмахнулись от советов специалиста: видно, риэлтер просто плохо
рекламирует наш объект, не тех клиентов водит... На самом деле ваш
агент все может делать очень правильно, просто в ответ на наше яростное
сопротивление его рекомендациям он «умыл руки». Раз к его советам не
захотели прислушаться, значит, вы безнадежны и все будет как будет... А
будет, скорее всего, снижение цены. Поэтому давайте сразу преодолевать
инерцию и по возможности делать максимум для того, чтобы быстрее и
удачнее продать недвижимость.
С точки зрения покупателя, квартиры делятся на три основные категории:
«убитая», где надо все менять и реконструировать, «обшарпанная», в
которую не переедешь без предварительного косметического ремонта, а
также типа «въехал и живи». Последние покупаются быстро, охотно, без
торга. Чтобы квартира понравилась, она должна производить впечатление
просторной, комфортной и чистой. Начнем с самого несложного, но очень
важного — с борьбы за визуальный простор.
Обойтись ли «малой кровью»?
Для начала стоит устроить «итальянский новый год» — избавиться от вещей,
десятилетиями копившихся по принципу «а вдруг когда-нибудь
пригодятся». Пережившие эпоху тотального дефицита, все мы немножко
плюшкины... Но то, что еще не так давно гордо именовалось нажитым
добром, уже перекочевало в разряд старого барахла. Поэтому срочно
проинспектируем антресоли, стенные шкафы, лоджии. Совершим несколько
рейсов к мусоропроводу, а на освободившееся место пристроим рассованные
по углам чемоданы, рулоны, пакеты, без содержимого которых нам не
обойтись на новом месте. Что-то вывезем на дачу, отправим в комиссионку
или презентуем соседям.
В расчищенной от хлама квартире стоит заняться перестановкой мебели в
некоторых комнатах. В серийных квартирах гостиная — самое большое (17—18
м) помещение — чаще всего имеет вытянутую форму. Плюс классическая
обстановка: по одну сторону «стенка», напротив диван или «тройка».
Венчает композицию из мягкой мебели «богатый» ковер на стене. Как
средство шумо- и теплоизоляции он, конечно, неплох, да только его
насыщенный цвет и яркий крупный рисунок создают нежелательный оптический
эффект: стена с ковром «наезжает» на зрителя, еще больше сужая
пространство, и визуально уменьшает помещение. В итоге комната, являющая
собою вполне сносный прямоугольник, приобретает вагонообразный вид. Как
бороться?
От ковров придется отказаться — убрать в кладовку до лучших времен.
«Стенку» разгоняем по углам или вынимаем пару секций и переставляем их к
другой стене, делая в сплошном мебельном пространстве нишу. В ней
размещаем зеркало, репродукцию пейзажа с перспективой — что-то такое,
куда взгляд устремляется и «проваливается», оптически удаляя плоскость
стены. Аналогично «раскидываем» по комнате мягкую мебель, чтобы она не
стояла в линию. Вот увидите, вам понравится результат. И вы используете
этот же принцип расстановки и в новой квартире — вряд ли там все
помещения окажутся квадратными.
Не стоит обижаться на риэлтера, который, если ремонт вам явно не под
силу, настаивает на генеральной уборке и «мелкой штопке». Этим он вовсе
не ставит под сомнение вашу чистоплотность. Просто любое жилье, даже
очень ухоженное, все равно с годами утрачивает свежесть. Мы этого не
замечаем, но заинтересованный глаз покупателя зорок. Чтобы создать
благоприятное общее впечатление, следует тщательно вымыть двери и окна,
закрыть специальными, весьма недорогими, накладками места вокруг
выключателей, подклеить отставшие уголки обоев.
Отдельного внимания потребует сантехника: на ней не должно остаться ни
малейшей желтизны, иначе покупатель сразу сделает далеко идущий вывод о
качестве воды и состоянии труб. Отмыв стекло и кафель до зеркального
блеска, смело вворачивайте мощные лампочки.
Кроме того, в период показа квартиры большинство из нас становятся
добровольными помощниками дворника — особое значение стоит придавать
чистоте подъезда, лестницы, освещению на площадке. Театр начинается с
гардероба, а квартира для потенциального покупателя — со входа в
подъезд.
Какой ремонт оправдан?
Впрочем, если ремонт в квартире был давно, все изложенное выше остается
полумерами. Предпродажная отделка не требует особых затрат. Стоимость
«евроремонта» в хрущевке или «кораблике» продавцу никогда не вернуть.
Зато силы и средства, вложенные в освежающую «косметику», окупаются в
несколько раз и помогают сэкономить много времени. Конечно,
необходимость придать квартире товарный вид за счет ремонта касается
только типового жилья, а также небольших одно-двухкомнатных квартир в
центре города. Кредитоспособный покупатель больших апартаментов все
равно берет «количество метров в определенном месте», несмотря на их
косметическое состояние.
Итак, если вы не беспомощный пенсионер, срочно беритесь за дело.
Начинаем с потолков. На газифицированной кухне придется особенно
потрудиться. Потолок приобретает коричневато-желтый оттенок за 2–3 года
даже при наличии вытяжки. Копоть и сажу перед покраской надо удалить. В
остальных случаях достаточно пройтись водоэмульсионной краской или мелом
в один-два слоя. Обычно крашеные стены достаточно хорошо отмыть, а
старые обои на кухне требуют обязательной замены.
В комнатах заделайте трещины на стыках потолочных плит, побелку тоже
освежите – даже если потолки смотрятся пока неплохо, после переклейки
обоев контраст будет слишком очевиден.
Зачем менять обои? Если они старые и грязные, то это и так понятно. Но
иногда желательно заменить даже относительно новые, если они не совсем
удачны с точки зрения восприятия помещения со стороны. Яркие, с крупным
рисунком обои теплых тонов зрительно «стягивают» пространство, делая
небольшую комнату совсем крошечной. Обои насыщенных холодных тонов
«съедают» освещенность. Оптимальный, абсолютно нейтральный вариант на
любой вкус – ненавязчивые мазки или слабые разводы на белом фоне. Такие
обои дают максимум света и пространства. Финансовые и временные расходы
минимальны, а позитивное восприятие покупателя обеспечено при любых
вкусовых пристрастиях. Почему ни в коем случае не стоит клеить просто
белые или светлые однотонные обои без рисунка, «как в евростандарте»? В
этом случае моментально вылезают мельчайшие дефекты поверхностей стен,
которыми изобилует обычная квартира.
Покраску радиаторов (или, попросту, батарей) и оконных рам также нужно
освежить. Чаще достаточно покрыть их в один слой, но с обеих сторон, а
также между рамами, иначе весь ремонт обесценится в глазах внимательного
покупателя. Полы зачастую трогать не стоит, поскольку это слишком
накладно. Если паркет был покрыт лаком, отреставрируйте поцарапанные
места его остатками – наверняка где-то на антресолях хранится не до
конца израсходованная банка. Линолеумный пол можно облагородить с
помощью специальной эмульсии. Особую роль играют плинтуса: чаще всего
они нуждаются в окраске или даже замене. Ну, а ежели «половая проблема»
неразрешима, придется побеспокоить тот самый «богатый» ковер, который мы
сняли со стенки: пусть выручает, лежа на полу. -- В абсолютном
большинстве случаев ванна старше семи-восьми лет нуждается в
реставрации, но отнюдь не в «замене, которая стоит огромных денег», как
утверждают сбивающие цену покупатели. Не давайте им такого шанса! Срочно
вызовите специалиста по восстановлению эмали – только не поддавайтесь
на его агитацию «подобрать оттенок под ваш кафель». Это не всегда
удается, а белая классика устроит любого. Если кафеля в ванной и туалете
нет, а стены покрашены темно-зеленым, синим, бурым – срочно меняйте их
цвет на более светлые тона теплой гаммы. И ваша ванная комната заиграет!
Тот, кто давно не был в магазине стройматериалов, прочитав рекомендации,
наверняка ужаснется и воскликнет: «Это же великие тысячи!» Не
торопитесь с выводами. Ознакомившись с ценами на товары, необходимые для
косметического ремонта в самом обычном магазине стройматериалов и
хозтоваров, каких немало в каждом районе, вы измените свое мнение.
Минимально необходимые расходы на материалы составят от $50 до $100. А
примеры того, как люди, решившись на хлопоты и некоторые затраты, сами
приводили в порядок квартиры и окупали с лихвой все вложения, совершая
выгодные продажи и обмены, многочисленны и красноречивы.